Мартин Рико и Ортега (1833–1908)-испанский живописец-импрессионист, выдающийся пейзажист.
Мартин Рико и Ортега родился в Мадриде во время гражданской войны в Испании. Начальное художественное образование юноша получил у своего старшего брата Бернардо Рико (Bernardo Rico, 1825-1894), который, окончив Школу изящных искусств Сан-Фернандо, работал гравером.
После обучения в Школе Сан-Фернандо Рико совершил путешествие по Испании, посетил Астурию (1856), Сьерра-Неваду (1857) и Сьерра-де-Гуадарраму (1858). В 1858 году Рико и Ортега успешно дебютирует на Национальной выставке изящных искусств в Мадриде, через два года (1860), подтверждая там же свою профессиональную репутацию.
Рико и Ортега принадлежит к тому поколению молодых испанских художников, которые тяготели получить образование именно в «мировой Мекке искусства» — Париже. , Мартин отправился во Францию, где, в первую очередь, познакомился с художниками Барбизонской школы, в частности Шарлем-Франсуа Добиньи.
В начале 1860-х годов Рико и Ортега активно путешествует по всей Европе. Он посещает Бретань, затем Швейцарию, где знакомится с швейцарским пейзажистом Александром Каламом.
После Швейцарии путь художника лежит в Англию. «Английский период» свидетельствует об увлечении творчеством Дж. М. У. Тёрнера, который оказал сильное влияние на взгляды молодого испанца на пейзажную живопись в целом. В поездках Рико заполняет многочисленные альбомы рисунками и эскизами.
В 1872 году Рико и Ортега вернулся в Париж и сразу же отправился в путешествие по стране, активно работая на Ривьере и в Шартре.
В этом же году он принял предложение Фортуни составить ему компанию в поездке по Италии. Художник, открыв для себя Венецию, был просто очарован и восхищен ее красотой и сразу влюбился в венецианские бесчисленные улочки, дворцы и каналы, которые моментально захватили его художественное воображение. С этой первой поездки и в течение тридцати шести лет художник сначала каждое лето, а позже переселившись в Италию на постоянное жительство, отображал на своих картинах городские виды этого всемирно известного итальянского «города Света». Венеция поспособствовала не только совершенствованию художественного стиля Рико, но и созданию многих его известных работ. Надо отметить, что Рико и Ортега продолжал демонстрировать свои работы на ежегодном Парижском Салоне и на выставках Национального Общества французских художников. Но настоящим годом признания и успеха стал для художника 1878 год. В этом году вместе со старшим сыном своего учителя и старшим братом своего друга — Раймундо де Мадрасо (Raimundo de Madrazo y Garreta, 1841-1920), Рико организовал в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже «Зал Фортуни».
Кроме того, он представил на выставке семнадцать новых своих работ, получив за них Бронзовую медаль. Кроме того, за вклад в организацию Всемирной выставки художник в том же году стал Кавалером ордена Почетного легиона.
Рико и Ортега и стал всемирно известным, в основном, благодаря своим многочисленным картинам, изображавшим Венецию. Надо отметить, что его венецианские виды пользовались популярностью, как в самой Италии, так и во Франции и Испании. Рико и Ортега остаток жизни провел в Венеции, работая до последнего дня. Умер художник 13 апреля 1908 года в своей мастерской в Дорсодуро в возрасте 74 лет и был похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле.